Серегина Анна Сергеевна

Конспект занятия "Эти загадочные камни"

 Конспект 

непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе

 

«Знакомство с камнями»

 

 

Серегина А. С.

воспитатель МБДОУ
 «Детский сад №3 «Светлячок»

 

 

 

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, использованием человеком.

Задачи:

Дать первое представление о камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты и пр.).

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Вызвать радость открытий полученных из опытов.

Развивать сенсорные способности.

Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.

Активизация словаря: камень, твердый, гладкий, шероховатый, крепкий, неровный, тяжелый, блестящий, красивый и др.).

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Оборудование: Набор морских и речных камней; куски мрамора и гранита, кристаллы соли, щебень, деревянный брусок; иллюстрации с изображением зданий, мостов, памятников; несколько сувениров или женских украшений из драгоценных или полудрагоценных камней; кусок дерева, гвозди, молоток, большая банка с водой; мультимедийная презентация.

Ход занятия.

Письмо гномов.

 «Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья гномы, из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течет горная река. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. В горах мы часто встречаем людей, которые ищут камни, - геологов. Они считают, что любые камни интересны. Может они и правы. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдет камень и узнает его секрет. Удачи Вам!»

 Воспитатель предлагает детям стать геологами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней, которые спрятали гномы. Затем все вместе рассматривают их и отвечают на вопросы.

- Вы нашли разные или одинаковые камни? (у всех  детей они разные).
- Ваши камни это объекты природы или нет? Почему вы так считаете?
- Камни это живая  или неживая природа?

В лаборатории дети становятся учеными и исследуют камни с помощью лупы и разных материалов. Результаты исследования заносят в специальную таблицу. Воспитатель направляет исследовательскую деятельность детей.

Опыт 1.

Рассмотрите камни через лупу и отметьте в тетради, какого цвета ваш камень (дети делают зарисовки цветными карандашами).

Опыт 2.

Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый?

 Почему они такие? (Ответы?) Да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими, без единого уголка. А теперь найдите искусственные камушки и положите их рядом с морскими, речными. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они?

Ответы детей (шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами).

 

Опыт 3.

Что еще можно обнаружить на вашем камешке? сколы, трещинки, узоры, следы древних животных или растений и т. п.
Если они есть, то поставьте (+), если нет (-). Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, поставьте в таблице букву «м», если не осталось, то «т». Затем камни можно поцарапать гвоздем, монеткой если следа нет, то камень самый твердый.

 

  Опыт 4.

Возьмите камень в одну руку, а в другую пластилин, и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? А пластилин? Верно, нет. Почему? (Он твердый) Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Возьмите молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробуем вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.) А сейчас попробуем вбить гвоздь в камень.  Что получается? (Гвоздь гнется, но не вбивается?) Ну что, смогли мы за бить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы.) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Опыт 5.

-  А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет) Почему? (Он тяжелее воды) А по чему плавает дерево? (Оно легче воды.) Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? (Мокрый) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее) Где можно увидеть камни? Верно, в реке, в море, на дороге. Опустите камень в воду. Что происходит? Он тонет или плавает. Отметьте результат в таблице
- Все ли камни, действительно тонут? (например, керамзит или пористый туф останутся на поверхности воды).
- Проверьте, изменили ли камни цвет после того, как вы опустили его в воду?

Опыт 6

Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке. Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?

После окончания экспериментирования дети с помощью таблицы рассказывают о свойствах своего камня.

Опыт 7

Можно ли камни кушать? Кого вы знаете, кто ест камни?  (крокодил,  птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать на вкус. (Соль)

Физкультминутка

Дети выполняют движения, соответствующие стихотворению:

По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.

- А вы знаете, как можно разрушить камни?

Показ презентации «Эти загадочные камни»

Мы узнали, что камни твердые, крепкие. И человек научился использовать эту мощь. Как использует человек камни?

- У древних людей не было спичек, они высекали огонь из камня, который называется кремень. Кремень – твердый, прочный камень. Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Из этого камня древние люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел.

- из других камней люди научились строить дома, дворцы, лестницы и даже реки в городах прочно держат гранитные берега. (Дети рассматривают соответствующие иллюстрации)

Затем дошкольники самостоятельно рассматривают поделки из камня, иллюстрации и искусственные камни.

Подведение итогов, вопросы на закрепление полученных знаний:

-Что нового вы узнали?

- Что больше всего вас удивило?

- Что больше всего понравилось в нашем путешествии?

23 марта 2017 в 18:14

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект занятия "Эти загадочные камни"

Описание файла:

Файл называется: znakomstvo-s-kamnjami_vu692.ppt

Это официальный файл организации «Серегина Анна Сергеевна», в нём содержится Конспект занятия "Эти загадочные камни".

Размер файла: 3,31 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.